НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК
  основа
 


Наиболее распостраненной основой для масляной живописи в настоящее время служит холст. Лучшим при этом считается льняной холст, практически же может быть использована любая достаточно прочная ткань. Холст по сравнению с другими основами обладает целым рядом преимуществ, одним из которых является то, что холст при необходимости можно свертывать в рулон, а следовательно, можно писать картины большого размера. Кроме того, холст приятно пружинит под нажимом кисти, имеет красивую фактуру.
Если для живописи употребляется новый, только что купленный холст, его нужно выстирать, чтобы удалить все ненужные примеси, введенные при его производстве, так как они могут впоследствии оказать вредное влияние на красочный слой. Холст нужно выбирать в зависимости от размеров картины и творческой задачи. Для небольших работ следует брать мелкозернистый холст и, наоборот, для больших картин лучше брать крупнозернистый. Холст обычно натягивается на подрамник, представляющий собой деревянную раму с клиньями в углах. С помощью клиньев при необходимости можно раздвинуть планки подрамника и тем самым подтянуть полотно, если ослабло натяжение. Однако для первых работ не обязательно прибегать к столь сложной конструкции, можно сделать подрамник в виде деревянной рамы, соединенной в шип или даже гвоздями. Важно при этом соблюсти лишь два наиболее важных требования, предъявляемых к устройству подрамника. Во-первых, чтобы он имел прямые углы и не был перекошен, и, во-вторых, планки внутри должны иметь небольшой скос, на случай, если натяжение полотна ослабнет, чтобы внутренние ребра подрамника не обозначились на поверхности картины.
Холст должен быть натянут ровно и достаточно туго. Для этого натяжку нужно производить в определенной последовательности, следя за тем, чтобы нити холста были параллельны ребрам подрамника. Кусок холста берут на 3—4 см больше подрамника (во все стороны) и, положив его таким образом, чтобы нити были параллельны ребрам подрамника, закрепляют сначала со всех четырех сторон посередине, не забивая гвозди до конца, затем холст натягивают на углы и загнув в ту или иную сторону, уже прибивают накрепко. Далее натягивают холст в промежутках между серединой и углом, начиная с любой стороны. Гвозди следует забивать через 4— 5 см.
Для небольших работ, особенно этюдов, эскизов, очень удобно использовать картон. Он легок и удобен в обращении, имеет ровную поверхность, которую не нужно предварительно шлифовать. Однако картон имеет и существенный недостаток: он при сравнительно больших размерах легко коробится и может ломаться.
Все материалы, которые применяются в качестве основания для живописи, покрывают слоем грунта. На значение его в том, чтобы придать поверхности основы определенный цвет (обычно белый, но иногда грунты делают и цветными), определенную фактуру, задержать выделение масла из красок, обеспечить лучшее сцепление красочного слоя с поверхностью основы. Грунт также не должен быть хрупким и ломаться при сгибе, то есть, он должен обладать достаточной эластичностью.
Грунты в масляной живописи применяются весьма разнообразные, существует большое число рецептов их приготовления, предложенных художниками или специалистами, работающими в области техники живописи. В общем же все грунты де лятся на З вида: клеевые, эмульсионные и масляные.
Клеевой грунт наиболее простой по приготовлению и состоит из легкодоступных материалов. Основу его составляет клей (рыбий, столярный или желатин). Тонкий слой чистого клея может быть уже грунтом, но он будет очень хрупким и может легко растрескаться, поэтому в состав грунта входят также тонкоразмолотые мел и свинцовые белила в порошке. Важным преимуществом клеевого грунта является то, что он быстро сохнет и работать на нем можно уже через сутки после грунтовки. В клеевой грунт совсем не входит масло, поэтому он сильно впитывает масло из красок, и живопись в результате получается матовой.
для первых опытов по грунтовке можно рекомендовать следующий состав.
Клей столярный или желатин — 1 весовая часть; вода — 10 весовых частей; белила или мел — 10 весовых частей.
Основу клеевого грунта может составлять и растительный клей.
Пшеничная мука — 1 весовая часть;
вода — 15 весовых частей; мел или гипс — 10 весовых частей.
Эмульсионный грунт так же довольно быстро сохнет, однако начинать работать на нем можно не ранее, чем через 1,5—2 месяца. Его преимущество перед клеевым в том, что он не так сильно впитывает в себя масло, более эластичен. Можно приготовить эмульсионный грунт следующего состава:
Клей столярный — 2 весовые части;
вода — 5 весовых частей; олифа — 4,5 весовых частей;
При зтом сначала нужно сварить клей, затем размешать в нем белила и, наконец, олифу.
Простой и хороший рецепт эмульсионного грунта предложил еще в прошлом веке известный художникВ. Маковский, приготовление которого он описывал следующим образом:"Беру холст по своему вкусу,
более тонкий, гладкий или грубый (смотря по задаче будущего произведения), смачиваю его водой и шлифую до необходимой гладкости куском пемзы, распиленной пополам. Когда холст высохнет, то я его покрываю один раз следующим составом: в просеянные цинковые белила (порошок) я вбалтываю необходимое количество клея (белок и желток вместе), до густоты, примерно, молока, и покрываю готовый холст на подрамке один раз, и через сутки можно на этом холсте писать".
Приготовление эмульсионного грунта значительно сложнее, и поэтому мы рекомендуем начинающим делать сначала клеевые или масляные грунты.
Масляный грунт состоит из 2—3 тонких слоев масляных белил, разжиженных растворителем. Неудобство масляного грунта состоит в том, что его нужно очень долго — до 1 года — выдержать до полного высыхания и только после этого на нем можно работать.
Прежде чем наносить тот или иной грунт, холст или картон нужно проклеить. Проклейка состоит из одной части столярного клея или желатина, разведенного в 20—25 частях воды.
 
 
   
 

САЙТ УЧАСТВУЕТ В СОЮЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ САЙТОВ
Этот сайт был создан бесплатно с помощью homepage-konstruktor.ru. Хотите тоже свой сайт?
Зарегистрироваться бесплатно